натолкнул меня на возможно банальные, но все-таки самостоятельно вымученные мысли.
на почве "Писем Баламута" они еще и обретают форму некоего богословского философствования.
вот он, этот бредЕсли учитывать, что мы знаем, что такое любовь (возьмем догматы христианства,по которым - Бог есть любовь.Все в Боге и Бог есть все, следовательно все неделимое, существующее для и ради Бога - тем или иным образом, но следствие или проявление любви), то можно ли определить - что такое ревность?Если расценивать ревность как страх предательства, то этот страх несет недоверие, а любовь - это доверие.Ревность побуждает подозрение измены, это подозрение подстрекается такой чертой человека, которую называют собственичеством.Страх потерять что-то или кого-то для себя является источником ревности.Может ли простое желание обладания, будучи удовлетворенным, переродиться во что-то более духовное?Так для ребенка желание получить игрушку сопряжено лишь с желанием через некоторое время требовать новую, когда предыдущая надоедает.И так же, когда эту предыдущую игрушку отнимают, он устраивает истерику, хотя сам уже хочет новую, но старая просто стала его по праву.И может ли вообще что-то принадлежать человеку по праву?Полагаю, среди людей, то есть в обществе, что-то может принадлежать полноценно, точнее, юридически, но если брать категорию выше?В таком случае, происходит ли ревность из любви, то есть, "так люблю, что не хочу делить"?Или проистекает она из эгоизма, то есть, "мое, никому не дам"?И тогда страшно подумать, сколько в человеке эгоизма, если он, не доверяя тому, кого называет любимым, вечно ждет от него подвоха.Но в таком случае, всякий влюбленный или любящий,кто хоть однажды испытывал ревность, неискренен?И в минуту ревности чувствует лишь то, что гордыня его ущемлена, любя лишь чувства ворого, но не его самого, либо начинает копаться в себе и искать порок, который мог бы не понравиться его избраннику, тем самым становясь либо выше, либо ниже.То есть, когда мы ревнуем, мы становимся то ли тираном, то ли рабом, угнетателем или угнетенным.А любовь - это целое, в этом целом нет ни большей, ни меньшей части.Что же тогда, никто из нас не любил?
@музыка:
тишина
@настроение:
где-то у меня лежал энерегтик?
исходя из Евангельской морали, можно предположить, что любовь должна быть такой: ничего себе, все - для другого
ни в коем случае нельзя просить любви и уважения для себя: зачем истинной любви взаимность? она самодостаточна
если тебе изменили, не ревнуй, а пожелай счастья и подставь другую щеку - это и будет настоящая, чистая, самодостаточная любовь
так вот, я считаю, что собственничество не только допустимо, но и естественно, как и здоровый эгоизм, и ничем любви не противоречит
it's organic
и, опять так не по-Евангельски, если человек поворачивается ко мне не-лицом, то любви он точно не дождется
Как раз именно эти тезисы из религиозных догматов мне были неясны, а именно:
1) Бог есть любовь. Сразу возникает вопрос - что есть любовь, и что есть Бог? Ввиду идеальности этих понятий очень ссложно определить и то и другое. Любовь - чувство, испытывемое к объекту. Выходит, и Бог есть чувство? Или таким образом пытались указать на то, что Бог важен для человека также, ка и любовь?
2) Все в Боге и Бог есть все. Это утверждение имманентности?(при условии, что данные тезисы скорее все из творчества Августина и Аквината) За такое через, некоторое время, Бруно и сожгли, как раз.
Я жаждал прояснить для себя эти моменты еще со второго курса.
Если расценивать ревность как страх предательства
Какое отношение имеет ревность и страх предательсва к любви?
Сначала разберем, что такое страх предательства: это страх того, что кто-то сменит свои убеждения, и начнет действовать или бездействовать против тебя. Для этого нужно, чтобы человек связан каким-нибудь делом, обязательствами. В то время как любовь может происходить и без обязательств или данные обязательства могут носить исключительно односторонний характер(т.е. кто-то может их на себя наложить самовольно, но исключительно на себя). В качестве примера, "Гранатовый браслет". Любовь, если это не редкое чудо и она не родилась у обоих сразу, сначала безответна(уже просто потому, что другая сторона может и не знать о том, что в нее влюбились), а затем может стать взаимной. Но в первом случае о предательстве не может быть и речи, поскольку нет тех обязательств, которые могут быть нарушены, либо это нарушение не несет для противоположной стороны никакого негатива. В другом случае от просто недоверие, сомнение во взаимности, и о какой тогда любви может идти речь?
Проще говоря: либо это не предательство, либо это не любовь.
Ревность. Ну, тут все намного проще. Ревность это желание обладать, иметь объект в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ собственности. Чувство глубоко сопряженное с ревностью можно назвать страстью, но не любовью. Ревность реализуется поглощением, тогда как любовь - сближением. Эта разница чувств очень ярко отражена в тех же "Письмах Баламута". Иными словами, чтобы приблизить человека, можно его обнять, будучи морально готовым к тому, что эти объятия могут его однажды не устроить по той или иной причине, и он захочет на мгновение ил навсегда от них освободиться, а можно его съесть, и тогда он никуда не денется ни при каких обстоятельствах. Но любовь это обязательное сочувствие объекту, тогда как "поглощенческие" методы ревности с сочувствием несовместимы. Отсюда можно сделать вывод, что ревность несовместима с любовью. Со страстью, но не с любовью.
Таким образом, ревность и страх предательства к любви отношения не имеют, и через нее определены быть не могут.Из мотивов ревности элементарным и начальным я считаю мотив собственничества, мотив страха предательства - личный страх(т.е. страх, что случится нечто с тобой физически) либо все то же собственничество. Ревность из страха потерять - опять же собственничество, поскольку внушающий опасения объект рассматривается как собственность, в ином случае место ревности займет сочувствие. Т.е. роль объекта в любви принципиально иная, нежели при чувствах, сопряженных с изрядной долей ревности или боязни предательства, что зачастую - та же ревность.
Может ли простое желание обладания, будучи удовлетворенным, переродиться во что-то более духовное?
Исходя из вышесказанного - не в любви.
И тогда страшно подумать, сколько в человеке эгоизма, если он, не доверяя тому, кого называет любимым, вечно ждет от него подвоха
Называет... Но любит ли?
Но в таком случае, всякий влюбленный или любящий,кто хоть однажды испытывал ревность, неискренен?И в минуту ревности чувствует лишь то, что гордыня его ущемлена, любя лишь чувства ворого, но не его самого, либо начинает копаться в себе и искать порок, который мог бы не понравиться его избраннику, тем самым становясь либо выше, либо ниже.То есть, когда мы ревнуем, мы становимся то ли тираном, то ли рабом, угнетателем или угнетенным.
Как писал классик: "Но правил нет без исключений." Ничто в мире, разве что кроме того самого Бога, не пристутсвует в чистом виде(Как шутил мой друг с психологического факультета:"Если и есть полные интроверты, то мы о них не знаем, потому, что они с нами не общаются."
Множество чувств мы испытываем параллельно с любовью, но они не должны заслонять ее. Почему мы их испытываем? Ответ прост: природа так устроила.
Почему? Этим обусловлено выполнение биологических функций человека как вида. Человек во многом животное, и понятие любви в его глазах зачастую связано с осуществлением биологических и вытекающих из них социальных функций, которые он осуществит совместно с объектом.
Ведь животные тоже знают что такое любовь. Но что есть любовь у них? В большинстве, повторю, в большинстве случаев... Если это любовь к созданию другого пола, то она обусловлена желанием правильного и должным образом выращенного потомства, если это любовь к старшим родственникам, то она тоже обусловлена чисто биологическим желанием выжить покомфортней и понадежней. И чувство собственности(неосознанное) здесь тоже играет немалую роль, потому что в ином случае биологическая фнукция исполнена не будет. И уже через эти, с точки зрения природы меркантильные моменты, реализуется их любовь. Для них самих поскольку следуют они инстинктам, возможно, их чувства бескорыстны,но... фактически это исполнение ролей, не ими выбранных.
У нас оттого, что мы доросли до такого уровня, что можем отделить материальное от идеального, "ответственность" выше. Наше чувство определено и осознанно. Тогда как и оно так или иначе связано с тем же самым исполнением по сути биологических ролей. Такова реальная любовь... Ее сложно отделить от животных чувств в силу полуживотной человеческой природы. Отделил герой "Гранатового браслета", поняв, что для его объекта большим благом будет, если он уйдет(а уйти этот герой мог только одним образом), и не продолжил борьбу(что в реальных условиях куда более вероятно), отделил Дон Кихот, любя свою идеальную Дульсинею... Но такие случаи редки... И те чувства, о которых я говорил выше, хоть и не проистекают из любви и не имеют к ней прямого отношения, но часто сопуствуют ей. Будучи в малых дозах, ревность( страх предательства для меня нечто чуждое, потому не стану о нем говорить) может присутствовать, но опять же она ни в коем случае не обуславливает любовь, а если превысит некий предел, то превратит любовь в желание обладать и поглотить.
А "копание в себе", и поиск несоответсвий своим качествам и поведению возможны и без ревности. А банально из того же сочувствия: субъект хочет, чтобы объекту с ним было лучше(вполне обычное проявление любви), и начинает совершенствовать себя. А чтобы знать что совершенствовать, надо это увидеть. Как же этот поиск и соершенствование может вызвать неравноправия влюбленных - не вижу.
Однако..